Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
Кафедра системного анализа и логистики
Специализированный словарь логиста
«В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. Подобное явление не ново... Изобретать свои термины для выражения чужих понятий очень трудно, и вообще этот труд редко удается. [...] »
Белинский В. Г.
Но Вам этого делать и не придется!
Предлагаем Вашему вниманию cпециализированный словарь логиста, благодаря которому Вы сможете с легкостью определиться с любым термином.
Настоящий словарь представляет собой систематизированный пласт понятий и терминов, который сформировался в русском языке в связи с бурным развитием в России рынка логистики.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Э | Ю | Я |
---|
РАБОТА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (freight cars local turnover)
объем грузовых перевозок, выраженный к-вом вагонов, погруженных па станциях данной железной дороги и принятых от др. дорог в груженом состоянии. Учитывается за сутки и более длительные периоды и измеряется в вагонах (абсолютным числом или в среднесуточном выражении). Погрузка определяется по отчетам станции, а прием груженых вагонов - по сведениям со стыковых станций между дорогами (отделениями). Для ж.-д. сети показатель работы соответствует числу погруженных вагонов, т.к. прием груженных вагонов от др. государств включается в погрузку пограничных станций.
РАЗГРУЗКА, ВЫГРУЗКА, "ВЫГРУЖЕНО" (unloading)
1) показатель, характеризующий освобождение трансп. средств от перевезенных в них грузов. Методика определения данного показателя аналогична методике расчета показателя Погрузка с той разницей, что учет ведется по конечному моменту перевозочного процесса. Учет разгрузки ведется на основе непрерывного наблюдения, а сам показатель определяется ежесуточно по состоянию на отчетный момент; 2) логистическая операция, заключающаяся в освобождении трансп. средства, тары от груза; этой операции обычно предшествуют др. логистические операции (погрузка, транспортирование, хранение). В отличие от погрузки грузовой поток при разгрузке направлен не к трансп. средству или таре, а от них.
РАЗУКОМПЛЕКТОВАНИЕ (cannibalization)
изъятие из машин или оборудования деталей или комплектующих изделий. Разукомплектованию подлежат выработавшие свой ресурс и не подлежащие ремонту трансп. средства, технол. оборудование и т.п. Полученные в результате разукомплектования годные детали и комплектующие изделия используются, как правило, в качестве запасных частей.
РАСКРОЙ (materials cutting)
технол. процесс получения деталей и заготовок из листовых материалов (листовой и рулонной стали, фанеры, листового стекла, фибры, текстолита, пластмассы в листах и др.); производится с учетом необходимости наиболее рационального использования площади листа, с наименьшими отходами произ-ва.
РАСХОДНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ (coefficient of materials consumption)
показатель использования сырья и материалов, обратный коэф. использования материалов.
РАСХОДЫ НА ХРАНЕНИЕ, ПОДРАБОТКУ И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ В МТО (marketing costs of wholesale)
часть издержек обращения, включающая след, расходы: по основной и доп. зарплате работников; по аренде и содержанию зданий, сооружений и инвентаря; по текущему ремонту, по хранению, подработке, сортировке и упаковке; по таре, за вычетом дохода по операциям с тарой (превышение доходов над расходами по таре относится на счет прибылей); по отправке товаров, не возмещаемых покупателями (включая расходы по перевалке); прочие (начисления по страхованию, командировочные и т.п.).
РАСХОДЫ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (carrier's operating costs)
сумма издержек перевозчика, непосредственно связанных с перевозочной деятельностью. Определяются как сумма материальных затрат, зарплаты, отчислений на социальное страхование, амортизации основных фондов и пр. расходов. При распределении Р.э. по видам перевозок в зависимости от характера расходов одни из них полностью относят на определенный вид перевозок, др. распределяют пропорционально по величинам показателей, определяющих размер издержек, или ранее распределенным расходам.
РЕЙС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (СРЕДСТВА ТРАНСПОРТА) (trip; voyage)
расстояние, к-рое в среднем проходит вагон, судно и т.д. за один цикл перевозки. Полный Р. вагона - среднее расстояние, которое грузовой вагон проходит в груженом и порожнем состоянии за время оборота, подразделяется на груженый и порожний. Если вагон после разгрузки подается на этой же станции под погрузку, то полный рейс равен груженому. Р. речного судна учитывается по пройденному расстоянию и затраченному времени. Рейс с использованием менее 10 % грузоподъемности судна относится к порожнему. Рейс с использованием более 50 % грузовместимости судна, но менее 10 % грузоподъемности относится к груженому. В ст-ке перевозок грузов и для анализа работы флота речного пользуются также показателями тоннаже-рейса, тоннаже-километра и тоннаже-суток. Рейс самолета (вертолета) - транспортный полет по воздушной линии в одном направлении от начального до конечного пункта, предусмотренного расписанием. Учитывается по объему перевозок, расстоянию и времени полета.
РЕАЛИЗОВАННАЯ ПРОДУКЦИЯ (sales)
продукция пр-тия-изготовителя, поступившая в отчетном периоде в хоз. оборот и оплаченная потребителем. П.р. рассчитывается как сумма объемов изготовленной в отчетном периоде товарной продукции, остатков нереализованной продукции, остатков продукции отгруженной, по которым срок оплаты не наступил; продукции, находившейся на ответственном хранении у потребителей на начало и конец периода.
РЕКЛАМА (advertising)
целенаправленное воздействие на потенциального потребителя с помощью средств массовой информации (радио, телевидение, печать и т.п.), путем установления рекламных щитов, световых экранов и т.п. в местах массового скопления людей (стадионы, концертные залы, выставки и т.д.). Р. не только формирует потребности, но и оказывает значительное влияние на произ-во и потребление. Р. доводит информацию о потребительской стоимости продукции до потребителя, стимулируя тем самым потребление, а следовательно, косвенно участвует как в воспроизводстве, так и в формировании новых потребностей. При этом она должна учитывать не только интересы производителя, но и в равной степени и интересы потребителя. Основные этапы работ по подготовке печатной рекламы включают разработку товарного знака и логотипа, присутствующих в каждом печатном рекламном объявлении; подготовку серии рекламных объявлений, включая видео-, кино- и фотосъемку в цветном и черно-белом изображении (для печатной рекламы и телевизионной); музыкальное оформление (для радио- и телерекламы); распространение рекламы. Основной заголовок (слоган) и текст рекламного объявления создаются в зависимости от его характера - престижное ли это объявление или обычное, нацеленное на продажу товара или создание имиджа марки и т.д. Слоган должен быть или коротким (два-три слова), или умеренно длинным (обычно не более 10 слов). В заголовок выносится основная идея рекламного объявления. Все рекламное объявление должно быть построено так, чтобы остановить на себя взгляд читателя: заставить его прочитать написанное до конца; вызвать положительные эмоции; запомнить; побудить к совершению в интересах рекламодателя действия. Менее дорогой канал рекламы - "директ мэйл" - прямая почтовая реклама, когда рекламное объявление в виде письма рассылается по адресам потенциальных партнеров или покупателей. Целям рекламы служат мероприятия "сейлз промоушн" (содействие продвижению товара на рынок путем бесплатной раздачи образцов, орг-ции лотерей и т.п.) и "паблик рилейшнз" (создание имиджа фирмы путем участия в благотворительной деятельности, финансирования общественно полезных мероприятий и т.п.). Действующая редакция Международного Кодекса рекламной практики принята в 1986 г.
РЕЙТИНГ (rating)
субъективная оценка к.-л. явления по заданной шкале. С помощью Р. осуществляется первичная классификация объектов по степени выраженности общего для них свойства (экспертные оценки). Р. может служить основой для построения шкал оценок, в частности при оценке качества продукции, надежности отдельных поставщиков, популярности той или иной торговой марки. Получаемые при этом данные обычно имеют вид порядковых шкал.
РЕКОНСИГНАЦИЯ (reconsignment)
передача права на получение принятого к перевозке или находящегося в процессе перевозки груза другому грузополучателю, отличному от первоначально указанного в договоре перевозки или перевозочных документах. В ряде стран законодательством предусмотрено право грузоотправителей на Р. при транспортировке ряда товаров (лес, скоропортящиеся продовольственные товары и др.) с уплатой за это вознаграждения перевозчику (см. Транзитная льгота), а также право перевозчика на Р., напр., в обеспечение причитающихся ему провозных платежей. Правом Р. пользуется и грузополучатель. В США при приеме к перевозке некоторых массовых грузов оговаривается право грузоотправителя на Р. и/или переадресовку груза.
РЕКУРСИВНАЯ СВЯЗЬ (recursive link)
вид связей в системе, при котором ясно, какое явление является причиной и какое следствием, какая величина является аргументом и какая ф-цией. Р.с. существует, напр., между сокращением длительности логистического цикла и повышением эффективности логистической системы.
РЕСУРСЫ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (material resources)
предметы труда: сырье, материалы основные и вспомогательные, полуфабрикаты, топливо, незавершенное произ-во и отходы произ-ва, а также запасные части машин, предназначенные для ремонта оборудования, тара и тарные материалы.
РИСК МОРАЛЬНОГО ИЗНОСА (obsolescence risk)
вероятность того, что товар полностью или частично утратит свою потребительную стоимость до того, как он выработает свой ресурс или придет в негодность в результате физического износа. P.M.и. наиболее высок у наукоемкой машиностроительной продукции и является одним из факторов быстрого развития лизинга этой продукции.
РИСКИ СТРАХОВЫЕ (perils insured)
опасности или случайности, ввиду возможного наступления которых заключается договор страхования. 1) В логистике под Р.с. понимаются не все опасности и случайности вообще, а лишь те, которые непосредственно связаны с логистическими операциями. При этом они характеризуются след, признаками: случайности и опасности носят возможный, а не неизбежный характер; обстоятельства, могущие вызвать убытки, не должны быть следствием умышленных или грубо неосторожных действий со стороны страхователя или его представителей; к моменту заключения договора стороны не должны располагать сведениями о наступлении страхового случая, так как по договору страхования возмещаются лишь возможные, а не уже возникшие убытки. 2) В международной практике - конкретный объект страхования (напр., трансп. средство) или вид ответственности (напр., гибель полная).
РИТМИЧНОСТЬ (РАВНОМЕРНОСТЬ) ПОСТАВОК) (delivery variability)
поставка в сроки, установленные договором поставки, равномерность - поставка товаров равными партиями за равные отрезки времени. Нарушение Р.(р.)п.т. приводит к затовариванию, росту уровня издержек обращения, потерям времени покупателей и т.д.