Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения


Кафедра системного анализа и логистики

Специализированный словарь логиста

«В русский язык по необходимости вошло множество иностранных слов, потому что в русскую жизнь вошло множество иностранных понятий и идей. Подобное явление не ново... Изобретать свои термины для выражения чужих понятий очень трудно, и вообще этот труд редко удается. [...] »

Белинский В. Г.

Но Вам этого делать и не придется!

Предлагаем Вашему вниманию cпециализированный словарь логиста, благодаря которому Вы сможете с легкостью определиться с любым термином.

Настоящий словарь представляет собой систематизированный пласт понятий и терминов, который сформировался в русском языке в связи с бурным развитием в России рынка логистики.

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

ЗАГОТОВКИ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ (decentralized producer goods purchase)

закупки ресурсов материальных пр-тиями и орг-циями МТО и др. отраслей у пр-тий и строек, имеющих запасы неликвидные товарно-материальных ценностей; у пр-тий местной пром-сти и орг-ций оптовой торговли. З.д.с.п. способствуют выявлению и вовлечению в оборот неиспользуемых материальных ресурсов и запасов неликвидных средств произ-ва.

ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА КОММЕРЧЕСКАЯ (airplane's payload)

масса пассажиров и грузов, принятых на борт самолета в аэропорту. Определяется как сумма массы почты и остальных грузов и условной массы пассажиров, равной произведению средней массы пассажира и его личных вещей (0,09 т на пассажира) на число пассажиров в самолете.

ЗАДАЧА MOB, ЗАДАЧА "СДЕЛАТЬ ИЛИ КУПИТЬ" (Make-or-Buy Problem, MOB)

задача, заключающаяся в обоснованном решении вопроса о самостоятельном произ-ве нужных пр-тию комплектующего изделия, детали и др. или закупке их у иного производителя. В широком смысле 3. MOB - это решение вопроса об использовании собственных трансп. средств или транспорта общего пользования, собственных складов или склада общего пользования и т.п. При решении 3. МОБ в узком смысле необходимо учитывать ряд факторов "за" (потребность в комплектующем изделии стабильна и достаточно велика; комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании и др.) и "против" (потребность в комплектующем изделии невелика; для его произ-ва нет необходимых мощностей; отсутствие кадров необходимой квалификации и т.д.). В решении З.МОВ должны участвовать различные подразделения пр-тия, в т.ч. отделы снабжения, конструкторский, тех-нол., бухгалтерия и др. Делались попытки формализации решения З.МОВ; в качестве критерия оптимальности нередко принимается максимум прибыли, однако практические расчеты обычно осложняются тем, что приходится учитывать большое кол-во факторов, значения которых в заданном интервале времени могут с высокой степенью вероятности изменяться (падение спроса, разработка новых технологий и др.), в результате чего решение может оказаться неверным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Известными специалистами в области менеджмента высказывались диаметрально противоположные рекомендации: как за макс, вертикальную интеграцию, т.е. произ-во всех комплектующих изделий собственными силами, так и против нее. Высокая степень вертикальной интеграции снижает зависимость пр-тия от колебаний рыночной конъюнктуры, но может привести к росту себестоимости продукции и снижению ее качества', вместе с тем закупка большей части комплектующих изделий на стороне означает переход к т.н. отверточиой технологии (screw technology), ставит фирму в чрезмерно сильную зависимость от колебаний конъюнктуры, приводит к потере имиджа.

ЗАДАЧА О КОММИВОЯЖЕРЕ (traveling salesman problem)

вид задачи программирования матем., состоит в отыскании наилучшего маршрута для коммивояжера, который должен объехать все порученные ему города и вернуться назад за кратчайший срок или с наименьшими затратами на проезд. На языке графов теории 3. о к. формулируется как поиск такого пути, связывающего два или более узла, который минимизирует (или максимизирует) некоторый критерий оптимальности. Па допустимые пути могут быть наложены ограничения: напр., запрет возвращения к уже пройденному узлу. Алгоритмы, позволяющие решать на ЭВМ 3. о к., используются для выбора оптим. маршрутов автотранспорта, при кольцевой доставке продукции потребителям.

ЗАДАЧА О КРАТЧАЙШЕМ ПУТИ (shortest route problem)

задача о нахождении на ориентированном графе пути наименьшей длины между двумя заданными его вершинами. Длиной пути такого графа называется сумма длин дуг, составляющих этот путь. 3. о к.п. возникает чаще всего при решении трансп. задач, дискретных задач программирования дин. и др. В задачах сетевых методов планирования и управления алгоритмы решения 3. о к.п. используют для нахождения критического пути. Известно несколько эффективных методов ее решения. Так, для анализа трансп. сетей применяют алгоритм, основанный на методе последовательного анализа вариантов.

ЗАДАЧА О НАЗНАЧЕНИЯХ (assignment problem)

задача о наилучшем распределении некоторого числа работ между таким же числом исполнителей при условии взаимно однозначного соответствия между мн-вами работ и исполнителей. При ее решении ищут оптим. назначение из условия максимума общей производительности, которая равна сумме производительностей исполнителей. Производительность каждого исполнителя при выполнении каждой из имеющихся работ задается заранее. Задача сводится к задаче программирования линейного. 3. о н. представляет собой частный случай трансп. задачи. Наиболее эффективным методом ее решения является венгерский метод, по которому исходя из частичного плана перевозок, за конечное числа итераций можно построить оптим. план перевозок. 3. о н. имеет много интерпретаций: распределение работ между механизмами, распределение целей между огневыми средствами для максимизации матем. ожидания числа пораженных целей или среднего ущерба и др.

ЗАДАЧА О ПЕРЕВОЗКАХ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ ПУНКТАМИ (transshipment problem)

обобщенная трансп. задача, когда для каждого пункта потребления составляется ур-ние баланса материального. 3. о п. с п.п. можно представить в сетевом виде (см. Сетевые методы планирования и управления). Она является прикладной задачей программирования линейного. Для ее решения применяются симплекс-метод, методы графов теории. 3. о п. с п.п. применяется при решении задач транспортировки грузов через промежуточные базы либо транспортировки сырья с промежуточной переработкой, напр., заготовка металлолома у поставщиков', перевозка, переработка его на пунктах промежуточной обработки (прессование и вывоз потребителям - металлургическим заводам).

ЗАДАЧА О РАНЦЕ (knapsack problem)

задача программирования целочисленного: имеется ранец объема V и неограниченное кол-во каждого из N различных предметов. Для каждого предмета 1-го типа при (-1,2,..., N известны его объем Vi и ценность т/. В ранец можно положить целое число предметов разного типа. При этом цель состоит в том, чтобы суммарная стоимость всех находящихся в ранце предметов была максимальна, а их объем не превышал величины У. 3. о р. может также решаться Гомори методом, методами программирования дин. и др. К 3. о р. может быть сведена задача макс, использования грузоподъемности подвижного состава, грузовместимости судна и т.п.

ЗАДАЧА О РАСКРОЕ (cut problem)

частный случай задач о комплексном использовании сырья, обычно сводящихся к методу программирования линейного или программирования целочисленного. Метод решения 3. о р. помогает с наименьшими отходами произ-ва использовать прутки и листы металла, листы стекла и картона и др. материалов при раскрое их на заданное кол-во деталей разл. размеров. Постановку задачи в общем виде можно сформулировать так: требуется найти минимум линейной формы, выражающей число израсходованных листов материала (прутков и т.п.) по всем способам их раскроя.

ЗАДАЧА О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОСТАВОК (shipments distribution problem)

задача оперативного оптим. управления в системах, связанных с накоплением запасов на складах и их расходованием. Предполагается, что на складах системы создается запас однородного товара. Товар периодически заказывается у изготовителей централизованно и одновременно для всех складов системы. Заказанное кол-во товаров предполагается известным. Заказ может выполняться с задержкой во времени. Наличие товара на каждом складе в момент выполнения заказа также известно. Требуется решить, как распределить определенное кол-во товара между складами после выполнения заказа. Предполагается, что в течение определенного времени до реализации след, заказа склады товар не получают. Заказ должен быть распределен между складами так, чтобы минимизировалась сумма издержек трансп. и ожидаемых штрафов, обусловленных неудовлетворением спроса. 3. о р.п. является задачей программирования матем., ее решают при оперативном управлении на транспорте, в сфере МТО, в разл. логистических системах.

ЗАДЕЛ (work-in-process inventory)

запас полуфабрикатов, деталей или сборочных единиц, обеспечивающий нормальную бесперебойную работу всех производственных подразделений пр-тия. По назначению различают технол., оборотные, трансп. и страховые 3. Технол. 3. - детали и сборочные ед., находящиеся непосредственно в обработке или на контроле; его величина определяется кол-вом рабочих мест и кол-вом обрабатываемых ими контролируемых партий деталей и сборочных ед. Оборотный 3. - запас деталей и сборочных ед., создаваемый на рабочих местах для орг-ции непрерывной их работы. Трансп. 3. - детали и сборочные ед., которые в данный момент находятся в процессе транспортировки с одного рабочего места на другое, с одного производственного участка или цеха в другой. Страховой 3. создается на случай выхода из строя оборудования, брака в произ-ве или др. нарушений нормального хода произ-ва

ЗАДЕРЖАНИЕ СУДНА ИЛИ ГРУЗА (arrest of vessel of cargo)

один из способов обеспечения требований имущественного характера к судовладельцу или грузовладельцу. В портах судно или груз могут быть задержаны начальником порта по просьбе лица, имеющего требование, основанное на общей аварии, спасании, столкновении судов или ином причинении вреда, а также по требованиям порта, вытекающим из повреждений портовых сооружений, иного находящегося в порту имущества и средств навигационной обстановки, впредь до предоставления судовладельцем достаточного обеспечения (банковской гарантии, гарантийного письма, внесения соответствующих ден. сумм в депозит). Распоряжение начальника порта о З.с.и.г. действительно в течение трех суток, после чего они подлежат немедленному освобождению, если в течение указанного срока не состоится постановление суда или председателя Морской арбитражной комиссии о наложении на судно или груз ареста. Лица, по требованию которых состоялось задержание, несут ответственность за убытки, причиненные необоснованным З.с.и.г.

ЗАКАЗ (order)

1) предложение потребителя поставщику изготовить (поставить) продукцию с указанием ассортимента, кол-ва, качества, сроков доставки и др. или выполнить работу, оказать услугу (напр., в бытовом обслуживании населения). По договору поставки 3. может быть представлен поставщику в форме спецификации. В ряде случаев 3. считается принятым к исполнению, если поставщик в установленные сроки не сообщил об отказе или о своих возражениях (акцепт заказа в форме молчания). Понятие 3. широко применяется при поставках кооперированных, при поставках товаров, поставках средств произ-ва и др.; 2) требование на обслуживание.

ЗАМЕНА МАТЕРИАЛОВ (materials substitution)

отпуск др. материалов вместо предусмотренных нормами с целью экономии, использования более дешевых и менее дефицитных материалов, улучшения качества изготавливаемой продукции', а также при отсутствии на складе по разным причинам сорторазмеров, необходимых для выполнения производственной программы. После разрешения замены изменяется лимит выдачи материалов, который оформляется спец. требованием на их получение.

ЗАНАРЯДКА (order placement)

установление хоз. связей в командной экономике между пр-тиями-изготовитслями и потребителями, а также снабженческо-сбытовыми орг-циями. 3. завершается выдачей нарядов, заказов или др. документов поставщикам на изготовление и отгрузку потребителю в конкретные сроки продукции определенного кол-ва и качества. З.п. предшествует составление балансов и планов распределения, доведение фондов до пр-тий, установление и согласование ассортиментной потребности и программы произ-ва, прикрепление потребителей к поставщикам.

ЗАНЯТО ВАГОНОВ (freight cars loaded index)

показатель, отражающий общее кол-во вагонов, которые в отчетном периоде сменили порожнее состояние на груженое. Включает кол-во груженых вагонов и вагонов, занятых при пр. грузовых операциях, не учитываемых в погрузке (сортировка мелких отправок и контейнеров, перегрузка грузов, вызванная неисправностью вагонов, и т.д.).

ЗАПАСНАЯ ЧАСТЬ (spare part)

составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправного или работоспособного состояния изделия.

ЗАПАСОВ ТЕОРИЯ (theory of inventory)

раздел операций исследования, изучающий закономерности образования и расходования запасов и вырабатывающий рекомендации по оптим. управлению ими. В любом производственном процессе, в снабжении населения продуктами и т.д. создаются запасы, играющие роль звена, сглаживающего неравномерности спроса, пронз-ва и снабжения. З.т. основывается на методах теории вероятностей и теории случайных процессов. При построении и анализе моделей матем. функционирования запаса, при нахождении оптим. вариантов используются общие оптимизации методы', широко применяются вычислительные методы, в частности, Монте-Карло метод, моделирования имитационного сложных схем З.т. Простейшая модель З.т. описывается одномерным случайным процессом, состояние которого в любой момент равно текущему уровню запаса, т.е. кол-ву имеющейся на складе продукции. Спрос на продукцию задается потоком однородных событий, в качестве которых принимаются моменты поступления требований (заявок), а также распределением вероятностей кол-ва продукции, требуемой в одной заявке. При уменьшении запаса до определенного уровня посылается заказ на его пополнение, которое также описывается как случайный процесс. Существуют разл. варианты уточнения этой модели с учетом реальных факторов. Более сложные модели З.т. учитывают многономенклатурность продукции, а также иерархичность структуры снабжения. Такие модели анализируются и оптимизируются вычислительными методами. Разработан широкий спектр моделей машем, запасов, различаемых по характеру спроса (детерминированный, стохастический, неопределенный), поступления и расходования запасов (дискретный и непрерывный), по способу учета запасов, по типу политики заказа, по способу функционирования при превышении спроса над предложением (потеря требования, постановка его в очередь на обслуживание и т.д.), по характеру исполнения требования (немедленно, с фиксированным или случайным запаздыванием) и т.д.

ЗАПАСОЕМКОСТЬ (inventory/sales ratio)

показатель, отражающий отношение величины запасов товарно-материальных ценностей к объему реализации продукции, работ и услуг в масштабе конкретного пр-тия, фирмы, отрасли, страны. В торговых пр-тиях показатель 3. позволяет увязывать продажу товаров и запасы товарные и рассчитывается как отношение запасов на конец периода к чистому товарообороту за период. Показатель 3. может использоваться, напр., при краткосрочном прогнозировании в экономике. Рост 3. свидетельствует о сокращении спроса на продукцию и о необходимости свернуть ее произ-во; наоборот, снижение 3. показывает рост спроса на продукцию и необходимость расширения ее произ-ва, Показатель 3. применяется в ряде стран мира. Так, в США показатель 3. для экономики в целом регулярно рассчитывается и публикуется в соответствующем бюллетене министерства торговли США.

ЗАПАСЫ (inventory, stock)

находящиеся на разл. стадиях произ-ва ППТН, изделия народного потребления и др. товары, ожидающие вступления в процесс личного потребления или потребления производственного. Ед. измерения 3. могут быть абс. (в натуральном или ден. выражении) или относительными (в днях и т.п. потребления или в % в годовой, квартальной и т.д. потребности). В отличие от материального потока 3. являются моментной величиной. В логистике одним из объектов исследования являются 3., анализ которых ведется с применением матем. аппарата запасов теории.

ЗАПАСЫ В КАНАЛАХ СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ (inventory in logistical channels)

запасы на пути следования от поставщика к потребителю; на складах готовой продукции пр-тий-изготовителей, на пр-тиях (об-ниях) оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных орг-циях и запасы в пути. Точный учет всех запасов в каналах обращения необходим для выявления имеющихся ресурсов материальных, орг-ции бесперебойного обеспечения ими потребителей, рационализации их использования и ускорения процесса товарного обращения. Для выявления 3. в к.с.о. проводится перепись материальных ресурсов и осуществляется текущий учет.

ЗАПАСЫ В ПУТИ (in-transit inventory; transportation stock)

запасы ППТН, на момент учета находящиеся в процессе транспортировки, территор. перемещения от поставщиков к потребителям или на пр-тии (об-нии) оптовой торговли (трансп. запасы). Факторами, определяющими размер запасов в пути, являются время транспортировки, расстояние, на которое перевозятся грузы, рациональность установленных хоз. связей между поставщиками и потребителями, коэф. звенности товародвижения в процессе обращения, отраслевая и региональная специализация и др. Время пребывания 3. в п., т.е. время транспортировки, определяется с момента погрузки на транспорт до прибытия грузов к месту назначения; оно регламентируется утвержденными для разл. видов транспорта нормативами сроков доставки грузов (в днях). Сокращение времени транспортировки - важный резерв ускорения процессов товарного обращения.

ЗАПАСЫ НЕЛИКВИДНЫЕ (excess inventory; surplus stock; overstocked producer goods)

длительно неиспользуемые (нереализуемые) запасы производственные или товарные. Образуются вследствие ухудшения качества товаров в процессе хранения, а также морального износа. Иногда излишние запасы, потребность в которых отсутствует, также считаются неликвидными. Излишние (неиспользуемые) запасы образуются в результате прекращения выпуска продукции, для изготовления которой они предназначались; замены более рациональными, прогрессивными видами материальных ресурсов и др. З.н.с.п., числящиеся в запасах, могут реализовываться путем заготовок децентрализованных через орг-ции оптовой торговли.

ЗАПАСЫ ПЕРЕХОДЯЩИЕ (residual inventory; final stock)

остатки ресурсов материальных на конец отчетного периода. Предназначаются для обеспечения непрерывности произ-ва и потребления в отчетном (или след, за отчетным) периоде на период до очередной поставки.

ЗАПАСЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ (preparatory inventory)

часть запасов товарных средств произ-ва, наличие которых вызвано необходимостью подготовки ресурсов материальных к отпуску потребителям: оформления приемки или отпуска, подсортировки, погрузки и разгрузки, комплектации и т.п. (обычные З.п.с.п.). З.п.с.п. - также часть запасов производственных, которые требуют доп. подготовки перед использованием их в произ-ве: сушка леса, агломерация руды и т.п. (специальные З.п.с.п.). Величина З.п.с.п. зависит от кол-ва времени, необходимого на осуществление указанных операций по подготовке материальных ресурсов к потреблению, а также от объема их среднесуточного потребления в произ-ве.

ЗАПАСЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ (manufacturing inventory)

часть запасов совокупных средств произ-ва, предназначенная для потребления производственного, находящаяся на пр-тиях-потребителях всех отраслей сферы материального произ-ва. З.п. обеспечивают бесперебойность производственного процесса. В зависимости от назначения З.п. подразделяются на запасы текущие, запасы страховые, запасы сезонные, запасы подготовительные. З.п. учитываются и рассчитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. К З.п. относятся сырье, материалы, поступившие к потребителям, но еще не использованные и' не подвергнутые переработке. На величину З.п. влияют след, факторы: потребность пр-тий-потребителей в ресурсах материальных; периодичность запуска материала в произ-во или непрерывность его расходования; нормы транзитные; соотношение снабжения складского и снабжения транзитного; сезонность произ-ва, потребления или транспортировки.

ЗАПАСЫ СЕЗОННЫЕ (seasons inventory)

запасы, образующиеся при сезонном характере произ-ва продукции или при сезонном характере потребления производственного, а также при сезонном характере транспортировки. Их назначение - обеспечить нормальную работу пр-тий и бесперебойность производственного потребления на время сезонного перерыва в произ-ве, потреблении или транспортировке. Нормативная величина сезонного запаса определяется как произведение величины среднесуточного потребления данного вида материала на время перерыва в поступлении или потреблении.

ЗАПАСЫ СОВОКУПНЫЕ (aggregate inventory; total stock)

общий объем запасов ППТН, включающий запасы средств и предметов труда, предназначенные для обеспечения непрерывности произ-ва и бесперебойности МТО потребителей. З.с. с. п. включают запасы готовой ППТН, предназначенной к реализации (см. Запасы товарные) на пр-тиях территор. органов МТО и у пр-тий-изготовителей, на пр-тиях оптовой торговли и в пути от производителя или пр-тия оптовой торговли к потребителю, а также поступившие к потребителю, но еще не использованные и не подвергнутые обработке (см. Запасы производственные). Натурально-вещественная классификация З.с.с.п. включает: сырье, материалы основные и материалы вспомогательные; покупные полуфабрикаты, детали и изделия; оборудование, не находящееся в эксплуатации; топливо и горючее; тару и тарные материалы; запасные части для ремонта; инструменты, хоз. инвентарь и др. МБП, а также семена и посадочные материалы; корма и фураж; животных на откорме и молодняк животных и др. З.с.с.п. учитываются в разл. группировках: по отраслям (запасы продукции иром-сти, с. х-ва и т.п.); по месту нахождения в процессе обращения; по экон. назначению (запасы средств труда и предметов труда); по натурально-вещественному составу и товарным группам; по роли в процессе произ-ва; по срокам и целям формирования и направлениям использования (запасы текущие, запасы сезонные, запасы страховые средств произ-ва и др.). Показатель объема З.с.с.п. может быть использован для характеристики запасоемкости произ-ва, структуры З.с.с.п. по разным признакам, для оптимизации их объема и размещения. Оптим. уровнем запаса средств произ-ва каждого вида и их совокупности следует считать его мин. объем, достаточный для бесперебойного МТО произ-ва и потребления, обеспечивающий ускорение процесса обращения средств произ-ва.

ЗАПАСЫ СТРАХОВЫЕ (safety stock)

запасы, предназначенные для непрерывного снабжения произ-ва в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и величине партий поставок от плановых или предусмотренных в договорных обязательствах; в связи с недовыполнением плана выпуска продукции поставщиком или перевыполнением плана потребителем; в случаях возможных задержек материалов в пути при доставке от поставщиков и т.п. В отличие от запасов текущих З.с.с.п. являются величиной постоянной и в нормальных условиях - неприкосновенной. Нормы З.с.с.п. определяются на основе среднесуточного потребления каждого вида ресурсов материальных, величины партии поставки и средневзвешенного отклонения интервалов поставки от среднего интервала.

ЗАПАСЫ ТЕКУЩИЕ (cycle stock; working stock)

основная часть запасов производственных и запасов товарных (средств произ-ва). Обеспечивают непрерывность снабжения производственного процесса между двумя очередными поставками и рассчитываются исходя, в частности, из интервала поставки. Текущая часть запасов товарных средств произ-ва обеспечивает возможность непрерывного снабжения пр-тиями оптовой торговли потребителей.

ЗАПАСЫ ТОВАРНЫЕ (merchandise inventory; trade inventory)

запасы готовой продукции у поставщиков и запасы в каналах сферы обращения (запасы первого типа в спец. литературе известны также под названием сбытовых запасов). З.т. подразделяются также па З.т. средств произ-ва и З.т. предметов потребления. Как и запасы производственные, З.т. подразделяются на текущие, страховые и подготовительные. Одним из показателей, увязывающих продажу товаров и З.т., является запасоемкость. Используется также показатель обеспеченности товарооборота товарными запасами (отношение З.т. па конец периода к однодневному товарообороту). Процесс возобновления З.т. характеризуется показателями товарооборачиваемости.

ЗАПАСЫ У ПОСТАВЩИКОВ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА (finished goods stocked by manufacturers and wholesalers)

запасы товарные ППТН, находящиеся у пр-тий-изготовителей, на пр-тиях (об-ниях) оптовой торговли, предназначенные к реализации (сбыту), - сбытовые запасы. В их объем включается и продукция, переданная к транспортировке, но к концу отчетного периода не оформленная перевозочными документами, а также находящаяся в пути следования от ир-тий-изготовителей в оптовую торговлю. Величина их у производителей зависит от объема среднесуточного произ-ва каждого вида продукции и кол-ва времени, требующегося на подготовку к ее реализации: упаковку, сортировку, комплектацию, погрузку, оформление документов и пр. Запасы средств произ-ва, находящиеся на складах снабженческо-сбытовых орг-ций (запасы складские), предназначены для снабжения большого числа потребителей, как правило, мелкими отправками

ЗАПРОДАЖА (blanket order)

договор продажи определенного товара без окончательного уточнения его кол-ва и ассортимента в момент подписания сделки

ЗАТРАТЫ ЗАМЕЩЕНИЯ (substitution costs)

величина экономически оправданной компенсации некоторого уменьшения запаса или использования оцениваемого ресурса др. ресурсами без уменьшения выпуска продукции (или при получении равного результата в иной форме). Напр., потеря тонны нефти потребует от нар. х-ва соответствующего по калорийности кол-ва доп. угля - его стоимость и составит З.з. этой тонны нефти. З.з. широко применяются при оценке природных ресурсов, но в принципе это понятие может быть отнесено при решении оптимизационных задач и к др. ресурсам.

ЗАТРАТЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЗАПАСОВ (inventory carrying costs; stock holding costs)

разновидность издержек логистических; расходы торгового пр-тия, пром. пр-тия и т.д., связанные с отвлечением оборотных средств в запасы сырья, материалов и др.; т.н. текущим обслуживанием запасов (inventory service costs), в т.ч. налоги (в некоторых штатах США налоги на запасы составляют до 19,8 % стоимости запасов), издержки на проведение инвентаризаций, процентные ставки за банковский кредит и т.п.; издержками хранения, изменяющимися в пределах 10-41 % стоимости запасов; стоимостью рисков. В данном случае речь идет о последствиях разл. страховых случаев и оценке стоимости риска в ден. форме (риск морального износа запасов, риск превышения норм естественной убыли, риски потерь от хищений, пожаров и т.п.). Стоимость этих рисков с той или иной степенью точности может быть выражена через расходы на страхование, через тарифы и ставки страховых премий. Часть З.н.ф. и х.з. носит условно-постоянный характер, часть - переменный.

ЗАТРАТЫ ПО ЗАВОЗУ ТОВАРОВ (inbound merchandise transfer costs)

часть издержек трансп. и фактической себестоимости продукции. Включают оплату тарифов и сборов трансп. орг-ций при завозе товаров на пр-тия (об-ния) оптовой торговли, по которым установлены цены фрол/со-станция отправления. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки на 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза. З.п.з.т. включают также сборы трансп. орг-ций за выполнение погрузочно-разгрузочных работ, за подачу и уборку вагонов, трансп.-экспедиторское обслуживание и др. услуги, а также затраты на содержание собственного транспорта. В конце отчетного месяца расходы по завозу на остаток нереализованной продукции исчисляются исходя из среднего процента этих затрат за данный месяц с учетом переходящего остатка на начало этого месяца.

ЗАТРАТЫ ПО ОТПРАВКЕ ТОВАРОВ (outbound merchandise transfer costs)

часть издержек трансп. включают расходы по оплате тарифов при отправке товаров потребителям (издержки трансп. относятся на поставщика или на потребителя в соответствии с прейскурантом на продукцию или иными обязательными для сторон правилами), а при их отсутствии - в соответствии с договором. Включают расходы по оборудованию вагонов, по переадресовке грузов; сборы трансп. орг-ций; расходы по оплате счетов сторонних орг-ций; по оплате погрузочпо-разгрузочных работ и услуг при отправке товаров с пр-тий (об-ний) оптовой торговли ППТП.

ЗАЯВКА (statement of material required; order; purchasing order)

1) документ, на основе которого устанавливается потребность в ППТ11 па плановый период. В командной экономике выделялись фонды, устанавливались хоз. связи. Унифицированные формы заявок заполнялись потребителями на всех уровнях: от пр-тий и орг-ций до министерств и ведомств для обоснования кол-ва требуемых фондов. При этом учитывались имеющиеся в наличии ресурсы, потребности в них для выполнения плана основного произ-ва, ремонтно-эксплуатационных и др. нужд, а также нормы расхода материальных ресурсов и др. факторы; 2) запрос на обслуживание в массового обслуживания системе.

ЗАЯВКА НА ФРАХТОВАНИЕ (application for chartering; chartering application; chartering request)

документ, в котором поставщик просит перевозчика зарезервировать место для определенной отправки и указывает желательное средство транспорта, время погрузки и др.